Озлобленность прошла, многое я пересмотрела, в чем-то укоренилась еще крепче.
Но спасибо за этот пост. Он идеально созвучен с тем, что я, в конечном итоге, чувствую к этому сезону и к этим героям.
Грустно все
14.03.2014 в 20:15
Пишет the hedgehog:13.01.2014 в 18:38
Пишет Taala:О бедном гусаре практически
Я тоже добавлю пять кнатов во всеобщие стоны – просто чтобы сформулировать для себя. Причем не о третьей серии, а о сезоне в целом, потому что 3*3 в общем-то встряхнула недоумение первой и мимимишность второй – придала им новый смысл.
ОЧЕНЬ МНОГАБУКАФВообще любопытно, насколько неоднозначно все мы отнеслись к увиденному, сколько вариантов одной и той же истории посмотрели.
Весь сезон – упор не на кейс, а на чувства. С одной стороны – жалко, потому что сериал все-таки детективный. С другой – объяснимо – ибо закончился он на слишком напряженной ноте. Слишком эмоционально.
И все три серии – про отношения. И про ложь.
Вот я пытаюсь собрать мысли в кучу, и прихожу к тому, что именно ложь – тема сезона.
Врут все. Врет Шерлок. Врет Мэри. Врет Майкрофт. И в основном из лучших побуждений. Наверное, не врет только Джон, но он путается в чужой лжи, тонет в ней, теряется.
А еще у меня держится стойкая ассоциация с «Кладбищем домашних животных» - и в отношении героев, и в отношении фандома в целом. Молитвы сбываются, любимые возвращаются, но при этом их хочется прикопать обратно.
Что у нас происходит?
Шерлок возвращается к Джону, а его место занято. Вот занято! И вместо нормального разговора- фарс и мордобой. Вместо искренности – дурацкие шутки и увиливание. Конечно, Джона это оскорбляет. Не смерть Шерлока его ломает – ложь. Молли была в курсе, Майкрофт, родители, куча народу, а Джон – нет. Джон чувствует себя преданным, ненужным, неважным. Он оплакивал друга, он молил о чуде, а получил пустышку. И естественно, что он тянется к Мэри – такой интуитивно похожей, сочувствующей, понимающей – и, как ему кажется, искренней. Тот же Шерлок, только лучше.
А Шерлоку некуда деваться. Он не может сказать: «Я умер ради тебя» - о таком не говорят. И это ужасно, потому что вот именно эти слова и были бы правдой. Они бы все объяснили, но как их произнести? Да, тогда, перед Рейхенбахом, решение защитить Джона неведением казалось логичным. Хуже того. Я почти уверена, что Шерлок не был уверен, что выживет – потому и не сказал, кстати. А потом чувство вины заставляет его громоздить одну ложь на другую. Искренне стоять на коленях и вымаливать прощение, получить его – такое же искреннее – и превратить все ситуацию в розыгрыш. Жуткая сцена на самом деле, но она срабатывает – Джон расслабляется. А чего бы не расслабиться – друг все такой же мудак каким был. Вот только трещина никуда не делась, она есть, она ширится. Потому что расслабиться и простить не значит вернуться к прежним отношениям. И потому что есть Мэри.
С Мэри сложно. К ней непонятно как относиться. С одной стороны – она – невинная сирота из канона, с другой – Аманда. Вот эти знания о ней очень осложняют восприятие именно того, что видно на экране. То есть есть факты, я лично их пытаюсь наложить на картинку – не получается. А на самом деле ничего общего. Намеков много, толку чуть. Она совершала что-то страшное, она сама уверена, что Джон ужаснется если узнает. Но любит ли она Джона так как показывает? Понятия не имею. Мне кажется – она его использует. Хорошо. Мне не кажется. Мне хочется так думать. Она скрывается, а Джон – удобное прикрытие. И со временем выяснется, что не столько он, сколько Шерлок и Майкрофт, потому что Шерлок не сдаст ее ради Джона, а Майкрофт прикроет, потому что настоит Шерлок. Это выясняется позже, конечно, но, думаю, служит дополнительным бонусом. Главное – она тоже врет Джону. Глобально врет. Даже если и правда любит, лжи это не отменяет. И она в отличие от Шерлока никакой не социопат. Она не Шерлок ни разу – это еще одна ложь – ложь уже Шерлока ради Джона, ради его спокойствия, ради того, чтобы он не почувствовал себя в очередной раз преданным и использованным. Потому что Мэри как раз прекрасно адаптируется в любой ситуации. Она знает что сказать соседке, знает как повести себя с воскресшим другом своего бойфренда, знает что сказать самому Джону. Знает даже как разгадать шифр в СМС (кстати, саамы бы справилась, без помощи Шерлока, сама бы Джона вытащила, но она же врет, притворяясь растерянной женщиной). И Джон ее любит.
И вся вот эта свадебная суета, все эти нелепые и трогательные моменты – притворство чистой воды. Шерлок опять врет – ради Джона, притворяясь нормальным, изменившимся, довольным. Танцует даже. Русалочка на израненных ножках по битому стеклу – вот что такое вторая серия.
Ложь во благо все равно ложь.
Шерлок хорошо врет. И ведет себя правильно – не отсвечивает, не мешает Джону жить с Мэри. Но стоит услышать его голос в наркопритоне – подскакивает же моментально. Как щенок.
Вот с Жанин (Джанин?) отлично получилось. Еще одна ложь, искусственно вызванная ревность. Причем ревность Джона – а это именно ревность, а не радость за друга – видна отчетливо. Шерлок чуть-чуть позволяет себе с этой ревностью поиграть, тут же переключается на работу. Но даже когда выясняется правда, ревность Джона тоже срабатывает в пользу Мэри.
А потом Мэри Шерлока убивает.
И это страшно.Не сам факт смерти, а то что вот тут окончательно выясняется, что держит Шерлока только Джон. Джон, который уже не свободен. Джон, опутанный ложью вцепившихся в него людей.
Тут интересная параллель со второй серией, с раненым караульным. Там Джон кинулся на помощь, тут не заметил, что Шерлок чуть не умирает. Потому что Джону больно. Увы, когда нам больно, мы чужих ран не видим, а Джона прошило той же пулей, и он в шоке, стоит, не зная, куда ему упасть – назад или вперед. Шерлок увидел это. Там, в узком коридоре пустого дома, он увидел взгляд Джона. Джона, у которого ничего не остается. У которого мир рушится, а он хватается за что-то привычное – за свое кресло, за стул клиента. Он же рассыпается – Джон.
И Шерлок врет опять. Фактически еще раз прыгает с крыши. Чуть мене пафосно разве что.
То, что сделала Мэри – не хирургия. Это все-таки убийство. Единственно, она (имхо) не выстрелила в голову только по одной причине – чтобы в крайнем случае у нее была возможность отступить. Вот этой возможностью Шерлок и пользуется, когда объясняет Джону. Мэри могла не стрелять. Могла пристрелить Магнуссена, а с Шерлоком договориться. Но она убивает не шантажиста – она убивает Шерлока – соперника, угрозу ее благополучию не меньшую чем возможный шантаж. И, как ни странно, вся суета с несостоявшейся смертью доказывает, что Мэри важен Джон.
Шерлок это видит. Но он так же видит и то, что Джона она будет защищать. Если не из любви – хотя бы из корысти. Потому и врет – про хирургию, про похожесть. Джону не нужен еще один предатель, ему нужен кто-то, кому можно доверять. А Мэри все-таки его жена. И она беременна.
Дальше просто. Нам прямым текстом сказали про болевые точки. Магнуссену нужен Майкрофт, он грозит уничтожить Мэри – значит, Шерлок должен сдать Майкрофта. Вот только он не сдает – подставляется сам. Потому что шантажисту нельзя платить – его можно только убить.
Очень многозначительно вышло с Рождеством. Дом, семья, тихие радости. Джон прощает Мэри.Господи, как я ее ненавижу сейчас. В первой серии не так, во второй не смогла. Сейчас хочу персонажа удалить, простите.
Это правильно на самом деле – простить и принять любимую женщину, мать своего ребенка. Это по-мужски. Она – та, кого нужно защищать. Джон должен был сделать это, иначе возненавидел бы себя. Верный честный Джон. Шерлок специально сводит их вместе, потому что знает, что самому ему осталось недолго. (Единственно, чего я не поняла – зачем было брать Джона к Магнуссену, можно было усыпить вместе со всеми. Но, возможно, Шерлок просто хотел контролировать его. Может, нужен был свидетель. Может, это было условием. В сериале хватает неувязок, чтобы зацикливаться).
Шерлок недаром рвется в хранилище компромата – ему нужно убедиться, что при любом развитии событий Джона больше не будут шантажировать. То, что вещественного компромата нет – огромная удача. Он добивается своего, а потом тянет время, дожидаясь Майкрофта, полиции, госбезопасности. Можно было убить Магнуссена в доме, но ему нужны свидетели. Потому что при малейших сомнениях Майкрофт повесит вину на Джона, а допустить этого нельзя. Своеобразное повторение «Он мой заложник».
Сыграно гениально. Джон испытывает унижение за любимую женщину, Шерлок – боль от унижений любимого человека. Тут уже никаких сомнений вообще – Шерлок любит Джона. Господи, как он его любит! Нам прямым текстом сказали – да!!! Капслоком. ЛЮБИТ!!!!!!!!!! Совершенно безответно.
И опять врет, конечно. Никакой он не социопат.
Сцена прощания ужасна. Это еще один Рейхенбах – на этот раз, с виду, без Молли и страховки. И в защиту Джона можно сказать только одно – он вымотан. Он эмоционально вымотан вот этими качелями, ложью, предательством. И, да, он верит, Шерлок выкрутится. Шерлок же так старательно врал всю дорогу, что в момент прощания Джон уже просто не хочет видеть правды. У него Мэри – и ребенок, у него едва обретенная почва под ногами, а Шерлок справится – у него есть Майкрофт. Это не предательство дружбы – это опустошение скорее. Ну и логичная расстановка приоритетов. (Ужасно. Ужасно, что приходится ненавидеть героя, когда он ведет себя как должно. А я чуть не возненавидела Джона.) И Майкрофт действительно есть.
Черт знает, что они придумают дальше.
В качестве заключения могу сказать: джонлока мне додали по самые уши. Страшного, одностороннего, пронзительного, божественного.
Ну и знаменитая гифочка.
URL записиЯ тоже добавлю пять кнатов во всеобщие стоны – просто чтобы сформулировать для себя. Причем не о третьей серии, а о сезоне в целом, потому что 3*3 в общем-то встряхнула недоумение первой и мимимишность второй – придала им новый смысл.
ОЧЕНЬ МНОГАБУКАФВообще любопытно, насколько неоднозначно все мы отнеслись к увиденному, сколько вариантов одной и той же истории посмотрели.
Весь сезон – упор не на кейс, а на чувства. С одной стороны – жалко, потому что сериал все-таки детективный. С другой – объяснимо – ибо закончился он на слишком напряженной ноте. Слишком эмоционально.
И все три серии – про отношения. И про ложь.
Вот я пытаюсь собрать мысли в кучу, и прихожу к тому, что именно ложь – тема сезона.
Врут все. Врет Шерлок. Врет Мэри. Врет Майкрофт. И в основном из лучших побуждений. Наверное, не врет только Джон, но он путается в чужой лжи, тонет в ней, теряется.
А еще у меня держится стойкая ассоциация с «Кладбищем домашних животных» - и в отношении героев, и в отношении фандома в целом. Молитвы сбываются, любимые возвращаются, но при этом их хочется прикопать обратно.
Что у нас происходит?
Шерлок возвращается к Джону, а его место занято. Вот занято! И вместо нормального разговора- фарс и мордобой. Вместо искренности – дурацкие шутки и увиливание. Конечно, Джона это оскорбляет. Не смерть Шерлока его ломает – ложь. Молли была в курсе, Майкрофт, родители, куча народу, а Джон – нет. Джон чувствует себя преданным, ненужным, неважным. Он оплакивал друга, он молил о чуде, а получил пустышку. И естественно, что он тянется к Мэри – такой интуитивно похожей, сочувствующей, понимающей – и, как ему кажется, искренней. Тот же Шерлок, только лучше.
А Шерлоку некуда деваться. Он не может сказать: «Я умер ради тебя» - о таком не говорят. И это ужасно, потому что вот именно эти слова и были бы правдой. Они бы все объяснили, но как их произнести? Да, тогда, перед Рейхенбахом, решение защитить Джона неведением казалось логичным. Хуже того. Я почти уверена, что Шерлок не был уверен, что выживет – потому и не сказал, кстати. А потом чувство вины заставляет его громоздить одну ложь на другую. Искренне стоять на коленях и вымаливать прощение, получить его – такое же искреннее – и превратить все ситуацию в розыгрыш. Жуткая сцена на самом деле, но она срабатывает – Джон расслабляется. А чего бы не расслабиться – друг все такой же мудак каким был. Вот только трещина никуда не делась, она есть, она ширится. Потому что расслабиться и простить не значит вернуться к прежним отношениям. И потому что есть Мэри.
С Мэри сложно. К ней непонятно как относиться. С одной стороны – она – невинная сирота из канона, с другой – Аманда. Вот эти знания о ней очень осложняют восприятие именно того, что видно на экране. То есть есть факты, я лично их пытаюсь наложить на картинку – не получается. А на самом деле ничего общего. Намеков много, толку чуть. Она совершала что-то страшное, она сама уверена, что Джон ужаснется если узнает. Но любит ли она Джона так как показывает? Понятия не имею. Мне кажется – она его использует. Хорошо. Мне не кажется. Мне хочется так думать. Она скрывается, а Джон – удобное прикрытие. И со временем выяснется, что не столько он, сколько Шерлок и Майкрофт, потому что Шерлок не сдаст ее ради Джона, а Майкрофт прикроет, потому что настоит Шерлок. Это выясняется позже, конечно, но, думаю, служит дополнительным бонусом. Главное – она тоже врет Джону. Глобально врет. Даже если и правда любит, лжи это не отменяет. И она в отличие от Шерлока никакой не социопат. Она не Шерлок ни разу – это еще одна ложь – ложь уже Шерлока ради Джона, ради его спокойствия, ради того, чтобы он не почувствовал себя в очередной раз преданным и использованным. Потому что Мэри как раз прекрасно адаптируется в любой ситуации. Она знает что сказать соседке, знает как повести себя с воскресшим другом своего бойфренда, знает что сказать самому Джону. Знает даже как разгадать шифр в СМС (кстати, саамы бы справилась, без помощи Шерлока, сама бы Джона вытащила, но она же врет, притворяясь растерянной женщиной). И Джон ее любит.
И вся вот эта свадебная суета, все эти нелепые и трогательные моменты – притворство чистой воды. Шерлок опять врет – ради Джона, притворяясь нормальным, изменившимся, довольным. Танцует даже. Русалочка на израненных ножках по битому стеклу – вот что такое вторая серия.
Ложь во благо все равно ложь.
Шерлок хорошо врет. И ведет себя правильно – не отсвечивает, не мешает Джону жить с Мэри. Но стоит услышать его голос в наркопритоне – подскакивает же моментально. Как щенок.
Вот с Жанин (Джанин?) отлично получилось. Еще одна ложь, искусственно вызванная ревность. Причем ревность Джона – а это именно ревность, а не радость за друга – видна отчетливо. Шерлок чуть-чуть позволяет себе с этой ревностью поиграть, тут же переключается на работу. Но даже когда выясняется правда, ревность Джона тоже срабатывает в пользу Мэри.
А потом Мэри Шерлока убивает.
И это страшно.Не сам факт смерти, а то что вот тут окончательно выясняется, что держит Шерлока только Джон. Джон, который уже не свободен. Джон, опутанный ложью вцепившихся в него людей.
Тут интересная параллель со второй серией, с раненым караульным. Там Джон кинулся на помощь, тут не заметил, что Шерлок чуть не умирает. Потому что Джону больно. Увы, когда нам больно, мы чужих ран не видим, а Джона прошило той же пулей, и он в шоке, стоит, не зная, куда ему упасть – назад или вперед. Шерлок увидел это. Там, в узком коридоре пустого дома, он увидел взгляд Джона. Джона, у которого ничего не остается. У которого мир рушится, а он хватается за что-то привычное – за свое кресло, за стул клиента. Он же рассыпается – Джон.
И Шерлок врет опять. Фактически еще раз прыгает с крыши. Чуть мене пафосно разве что.
То, что сделала Мэри – не хирургия. Это все-таки убийство. Единственно, она (имхо) не выстрелила в голову только по одной причине – чтобы в крайнем случае у нее была возможность отступить. Вот этой возможностью Шерлок и пользуется, когда объясняет Джону. Мэри могла не стрелять. Могла пристрелить Магнуссена, а с Шерлоком договориться. Но она убивает не шантажиста – она убивает Шерлока – соперника, угрозу ее благополучию не меньшую чем возможный шантаж. И, как ни странно, вся суета с несостоявшейся смертью доказывает, что Мэри важен Джон.
Шерлок это видит. Но он так же видит и то, что Джона она будет защищать. Если не из любви – хотя бы из корысти. Потому и врет – про хирургию, про похожесть. Джону не нужен еще один предатель, ему нужен кто-то, кому можно доверять. А Мэри все-таки его жена. И она беременна.
Дальше просто. Нам прямым текстом сказали про болевые точки. Магнуссену нужен Майкрофт, он грозит уничтожить Мэри – значит, Шерлок должен сдать Майкрофта. Вот только он не сдает – подставляется сам. Потому что шантажисту нельзя платить – его можно только убить.
Очень многозначительно вышло с Рождеством. Дом, семья, тихие радости. Джон прощает Мэри.
Шерлок недаром рвется в хранилище компромата – ему нужно убедиться, что при любом развитии событий Джона больше не будут шантажировать. То, что вещественного компромата нет – огромная удача. Он добивается своего, а потом тянет время, дожидаясь Майкрофта, полиции, госбезопасности. Можно было убить Магнуссена в доме, но ему нужны свидетели. Потому что при малейших сомнениях Майкрофт повесит вину на Джона, а допустить этого нельзя. Своеобразное повторение «Он мой заложник».
Сыграно гениально. Джон испытывает унижение за любимую женщину, Шерлок – боль от унижений любимого человека. Тут уже никаких сомнений вообще – Шерлок любит Джона. Господи, как он его любит! Нам прямым текстом сказали – да!!! Капслоком. ЛЮБИТ!!!!!!!!!! Совершенно безответно.
И опять врет, конечно. Никакой он не социопат.
Сцена прощания ужасна. Это еще один Рейхенбах – на этот раз, с виду, без Молли и страховки. И в защиту Джона можно сказать только одно – он вымотан. Он эмоционально вымотан вот этими качелями, ложью, предательством. И, да, он верит, Шерлок выкрутится. Шерлок же так старательно врал всю дорогу, что в момент прощания Джон уже просто не хочет видеть правды. У него Мэри – и ребенок, у него едва обретенная почва под ногами, а Шерлок справится – у него есть Майкрофт. Это не предательство дружбы – это опустошение скорее. Ну и логичная расстановка приоритетов. (Ужасно. Ужасно, что приходится ненавидеть героя, когда он ведет себя как должно. А я чуть не возненавидела Джона.) И Майкрофт действительно есть.
Черт знает, что они придумают дальше.
В качестве заключения могу сказать: джонлока мне додали по самые уши. Страшного, одностороннего, пронзительного, божественного.
Ну и знаменитая гифочка.